Статья из блога

Венеция и Каналетто - близнецы-братья

Каналетто

С вами рубрика “Что это они тут делают?” – сюжеты наиболее известных картин (шедевров) из коллекции музея  Изобразительных искусств им. Пушкина. 

Сегодня рассматриваем полотно Джованни Антонио Каналя «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей», (1730) ГМИИ.

Это яркое полотно большого размера сразу привлекает наше внимание. С первого взгляда узнается Венеция: голубое небо с легкими облаками, зеленые воды лагуны, прекрасный вид на набережную Скьявони. Вид Венеции написан очень точно, и мы конечно же узнаем все самые главные сооружения города: Дворец дожей, колокольню Сан-Марко, площадь и аркаду библиотеки.

Уверена, что вы уже начали пересматривать собственные фотографии с вопросом: «Почему у меня не получился такой же выигрышный ракурс набережной?»

Надо сказать, что Каналетто писал Венецию более 30 лет. Художник делал зарисовки с натуры с использованием линейки и, как говорили, даже камеры обскуры, добиваясь максимальной достоверности изображения.

Он был ярким представителем жанра «ведута» и добился невероятного успеха.

Ведута – жанр, который включает картины, рисунки или гравюры с поразительно детальным изображением повседневного городского пейзажа и знаменитых памятников архитектуры.

Итак, что мы видим на картине «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей». На фоне прекрасной набережной Скьявони к молу подходит огромная золотая галера венецианского дожа.   У галеры есть имя – Бучинторо (или Букентавр).  В сущности, это плавучий дворец дожа, на котором он совершает ежегодный обряд обручения с морем.

Начало этой традиции было положено в 998 г в честь победы Венеции над Далмацией, что позволило укрепить позиции Венеции в регионе.

Символическое обручение с морем должно было благоприятствовать венецианскому флоту, развитию торговли и процветанию города. Сначала все обходилось простой молитвой на водами Адриатического моря, но позднее ритуал усложнился. В 1177 г город посетил папа римский Александр III, сняв кольцо с руки дожа, он прочитал над ним молитву и повелел бросить в море. Из года в года церемониал становился все более пышным и торжественным. Обряд устраивали в день Вознесения – La Sensa.

Галера Бучинторо окружена множеством гондол поменьше. Все позолоченные гондолы – собственность Венецианской республики. Ближе всего к Бучинторо расположена золотая гондола с голубыми занавесками с почетным гостем – послом Франции графом де Жержи.

Дело в том, что французский король Людовик XIV в пух и прах разругался с Венецией, и после его смерти восстанавливать отношения пришлось его преемнику Людовику XV. Французское посольство было приглашено на празднование и в знак признательности и восстановления дипломатических отношений граф де Жержи заказал у Каналетто две картины.

Вторая – «Прием французского посла в Венеции» находится в экспозиции Эрмитажа.

На водах лагуны мы также видим множество личных гондол черного цвета, в которых сидят нарядно одетые горожане. Кто-то в карнавальных масках, кто-то обнимается, прикрывшись зонтиком от солнца, кто-то любуется видом города с воды. Атмосфера праздника передана ярко и солнечно, мы как будто слышим перекрикивание гондольеров.

Сочные ведуты Каналетто приводили в восторг путешественников, особенно англичан. Они стали чуть ли не самыми многочисленными заказчиками Каналетто, и художник даже переехал на туманный Альбион на целых 9 лет.

Комментарии по статье

Оставьте заявку на консультацию или свяжитесь с нами