Статья из блога
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
Музей изобразительных искусств им Пушкина начинался, как музей слепков – это всем известно.
А вот живописных полотен в первую декаду своего существования до 1920-х в нем не было.
Сейчас же Пушкинский являет собой самую большую коллекцию западной живописи в Москве. История ее создания интересна и во многом драматична. И началась она после революции.
Во-первых, надо было куда-то девать экспроприированные у врагов пролетариата частные собрания, также шёл передел музейных коллекций. Сначала запасники музея изящных искусств пополнились шедеврами Румянцевского музея, затем Эрмитажа, дальше – больше.
Прекрасные собрания импрессионистов и постимпрессионистов С.Щукина и И. Морозова, об’единенные в музей Нового западного искусства , передали в Пушкинский в 1948. То, что МНЗИ просуществовал аж до конца войны само по себе удивительно. Ведь тогда единственно верным методом был провозглашён соцреализм, а импрессионизм в эту концепцию ну никак не укладывался. Но и до него дошли руки в 1948 с очередным витком репрессий – в этот раз боролись с безродным космополитизмом, низкопоклонством перед западом и антипатриотизмом.
Коллекции Щукина и Морозова «резали по живому» – делили между Пушкинским и Эрмитажем, музейные сотрудники составляли списки: ценные, не особо ценные, что-то даже хотели уничтожить, как не представляющее ценности с точки зрения партии. Полотна закрыли в запасниках до конца жизни СССР. И показали гражданам уже после перестройки.
Ещё коллекция ГМИИ существенно пополнилась после Второй Мировой. Шедеврами, которые СССР забрал у поверженной Германии в качестве репараций. Сокровища Дрезденской галереи, Сикстинская Мадонна Рафаэля, золото Трои.
В Дрезден потом картины вернули в честь очередной годовщины основания ГДР. Про Золото Шлимана упорно молчали аж до 1993, в то время, как все западные искусствоведы, сбившись с ног, разыскивали пропавшее после войны Золото Трои.
К чести ГМИИ сейчас на табличках указывают провенанс экспонатов – с недавних пор меня это очень сильно стало интересовать. История бытования картины, как она в музей попала, в чьих руках была раньше.