Статья из блога

Это что за ВАКХАНАЛИЯ?

Рубенс

С вами рубрика “Что это они тут делают?” – сюжеты наиболее известных картин (шедевров) из коллекции музея Изобразительных искусств им. Пушкина. 

Сегодня рассматриваем полотно Питера Пауля Рубенса «Вакханалия», (1615) ГМИИ.

Вакханалия – что это такое?

На картине Рубенса все персонажи пребывают в изрядной доле подпития, включая львицу ))  Две сатирессы, белая и темнокожая, поддерживают под руки обрюзгшего старикашку Силена с кувшином вина в руке. Он едва держится на ногах, как говорится, лыка не вяжет. Стоит им его отпустить, старик тут же упадет и заснет мертвецким сном. На ветках дерева повисли сатиры, которые с интересом наблюдают эту сцену и обмениваются ехидными взглядами.  На переднем плане две сатирессы уже напраздновались до упаду. Обратите внимания, одна из них – кормящая мать!

Это финал разгульного праздника в честь бога вина Диониса, или Вакха. Отсюда и название «вакханалия».

Как вы думаете, художник обличает порок? Может быть, во Фландрии 17 века проходила антиалкогольная кампания, а Рубенсу заказали назидательные картины?

Вы удивитесь) Рубенс нарисовал «Вакханалию» для украшения собственного дома. Во Фландрии 17 века подобные изображения были в моде.

О времена! О нравы!

Но прежде, чем строго судить, погрузимся в ту эпоху.

Война, чума, инквизиция…

В одном из своих писем Рубенс написал: «наш город (Антверпен) изнывает, подобно телу, постепенно умирающему от истощения». Фландрия была втянута в Тридцатилетнюю войну. Страну разоряли постоянно растущие налоги. Деньги были нужны на оплату наемников и военное строительство. Страшным бедствием стала чума. Из-за скученности населения в городах «черная смерть» выкосила тысячи людей.

Горожане спасались от чумы и войны в сельской местности, богачи запирались в своих усадьбах и пытались забыться в пирах и развлечениях под лозунгом «помни о смерти» и «никто не знает своего часа».

Происходящие события пошатнули веру в бога. Католическая церковь бросилась украшать храмы, чтобы вернуть в них прихожан. Возник и стал распространяться стиль барокко – очень пышный, изобилующий нарядными деталями.

А вот дома жители украшали по своему вкусу. А если вокруг все плохо, и неизвестно, сколько осталось жить, надо предаться буйному веселью здесь и сейчас подобно жителям Древнего Рима.

Фламандцы бросились скупать изображения пышнотелых красавиц, натюрморты с обильной едой и разухабистые античные сюжеты.

Что может быть веселее священного ритуала служения богу виноделия Вакху – вакханалии?

Поначалу в Древнем Риме это был женский праздник. Дамы собирались в оливковой роще на окраине Рима по ночам и напивались до чертиков. Когда к праздникам подключились мужчины, вакханалии стали проводиться гораздо чаще и сопровождались разнузданным буйством.

Когда выяснилось, что на этих сборищах помимо запредельных безобразий плелись политические заговоры и интриги, римский Сенат решил положить конец веселью. Однако вакханалии оказались настолько живучи, что Сенату пришлось отступить, лишь немного уменьшив количество участников вакханалий.

До конца жизни Рубенс не расставался с картиной, написанной собственноручно* для себя. Наверное, она помогала ему наслаждаться жизнью несмотря ни на что.

*Известно, что на Рубенса работала целая армия учеников и подмастерьев. Великий маэстро только создавал эскизы и строго следил, чтобы ученики в точности переносили их на огромные полотна. Маэстро прибегал еще к одной хитрости: он сам писал нижнюю часть картины, зная, что именно эта часть будет находиться на уровне глаз заказчика. Все остальное писали ученики под контролем Рубенса.

И вот вам отличная идея на новогодние каникулы и не только: в музее Новый Иерусалим (г. Истра) открылась выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России». Выставка будет открыта до 14 мая 2023.

Комментарии по статье

Оставьте заявку на консультацию или свяжитесь с нами